lunnay mama (lunnay_mama) wrote,
lunnay mama
lunnay_mama

Categories:

синдромы, описанные психиатрами

Описание типажей  - на уровне популярной психологии, но для общего кругозора пригодится.

Синдром Мюнхгаузена, или Влечение к лечению
 Влюбленные в скальпель
Впервые Синдром Мюнхгаузена был описан английским исследователем Р.Ашером (R. Asher) в 1951 году. «Наследники» знаменитого барона, помимо постоянных сетований на нездоровье, твердо убеждены, что спасти их может только скальпель в руках хирурга, а иначе – никак.
 История женщины-Мюнхгаузена Венди Скотт потрясает тем, что она, сочинив себе кучу болячек, перенесла ни за что ни про что целых 42 хирургические операции! А госпитализировалась в больницы в общей сложности 600 раз! Госпожа Скотт так достоверно и красочно описывала и изображала симптомы своих вымышленных недомоганий, что сотни раз обводила вокруг пальца даже опытных врачей, и те действительно принимали ее за тяжелобольную.
Уже излечившись от своего недуга, Венди откровенно рассказала докторам о своей жизни. Она попыталась проанализировать причину, по которой ступила на стезю Мюнхгаузена, и поведала вот о чем.
Как выяснилось, у женщины было очень тяжелое детство: будучи маленькой девочкой, она была изнасилована, дома с ней никто не занимался, она никогда не знала ни родительской заботы, ни тепла. И так уж получилось, что единственным светлым эпизодом в детской жизни Венди стало время, проведенное в больнице. У нее случился аппендицит, ее прооперировали, а потом в палату каждый день стала приходить нянечка - добрая женщина - и ухаживать за ней. Когда она гладила Венди по голове, заботливо спрашивала: «Как дела?», поправляла ей подушку, отродясь не знавшая ласки Венди чувствовала себя самой счастливой девочкой на Земле…
Так с тех пор и повелось: от одиночества, равнодушия окружающих, от тяжелой работы и беспросветной жизни, от нахлынувшей депрессии и отчаяния Венди Скотт бежала к людям в белых халатах, от которых получала свою порцию внимания. Больничный марафон завершился по двум причинам. Во-первых, очередная операция закончилась таким сильным осложнением, что Венди со всей отчетливостью поняла, что так заигралась в больную, что подошла уже к самому краю могилы. Во-вторых, умирать ей совсем не хотелось, потому что в жизни Венди наконец-то появился тот, для кого она стала главным человеком на этом свете и кого она тоже полюбила всей душой, – ее кот…
Откуда они берутся
Как правило, Мюнхгаузены вырастают из недолюбленных детей. Зачастую, заболев и получив долю внимания, такой ребенок быстро смекает, что болезнь несет с собой массу преимуществ. И потом – всю свою жизнь разыгрывает роль тяжелобольного. История Венди Скотт – лишнее тому подтверждение.
Обычно такие люди воспитывались в неполных или неблагополучных семьях. Испытывая дефицит родительской любви, они не чувствовали себя нужными и защищенными. Помимо того, как правило, пациенты с синдромом Мюнхгаузена обладают специфическими чертами характера: они демонстративны, истероидны, обожают находиться в центре внимания. Они инфантильны и психологически незрелы, имеют богатую фантазию, склонны к преувеличениям, да и просто – к откровенному вранью. Это весьма артистичные натуры, - надумай такой «Мюнхгаузен» сделать актерскую карьеру, он может в этом здорово преуспеть. Но жизнь у всех складывается по-разному, и зачастую подобный несостоявшийся актер становится заложником лишь одной роли - вечного больного, нуждающегося в лечении.
Наконец, еще одна особенность объединяет наших героев: все они, как один, отлично разбираются в болезнях, медицинских терминах и лекарственных препаратах.
Родители – Мюнхгаузены
Существует и еще одна разновидность данного синдрома, - так называемый синдром Мюнхгаузена по доверенности. Ему подвержены люди, манипулирующие здоровьем собственных детей, - родители выискивают у них несуществующие болезни, наносят те или иные повреждения, пичкают всевозможными таблетками… Цель таких горе–матерей (абсолютное большинство этих больных – женщины) - любой ценой обратить на себя всеобщее внимание, заработать славу самоотверженных родительниц, всецело посвятивших себя борьбе за здоровье ребенка.
Например, мать 14-летнего итальянского мальчика заставляла своего сына поглощать такое количество совершено не нужных ему лекарств, что ребенок растолстел аж до 140 кг, из-за чего прекратил не только посещать школу, но и самостоятельно передвигаться. К счастью, социальные службы вовремя заметили неладное и частично лишили женщину родительских прав.
Нереализованные ни профессионально, ни социально, вместе с тем, амбициозные и жаждущие внимания и признания, родители-Мюнхгаузены используют своих детей для реализации своих целей, делая тех заложниками собственных психологических проблем, лишая нормального детства, а бывает, что и самой жизни…


Комплекс Титании или Все мужики – ослы
Обладательницы комплекса Титании – большие фантазерки. Создав однажды в своем воображении образ идеального партнера, они ищут Мужчину Мечты всю свою жизнь. Но отыскать Мистера Безупречность удается далеко не всегда… Едва сблизившись с понравившемся ей человеком, женщина-Титания быстро в нем разочаровывается.
Героиня пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» – королева фей Титания, поссорилась как-то раз со своим супругом – духом Обероном. В наказание разгневанный Оберон, на пару с озорником Эльфом, сыграли со строптивицей злую шутку… Пока Титания спала, они намазали ее веки соком волшебного цветка, чтобы, проснувшись, она влюбилась в первое живое существо, которое попадется ей на глаза. Лучше всего – в какого-нибудь дикого зверя.
К счастью, первым пред светлыми очами пробудившейся ото сна Титании предстал не волк или медведь, а простой ремесленник, ткач. Правда…с ослиной головой на плечах. Образ человека-осла пленил взор Титании, и королева фей потеряла голову от любви.
Когда вскоре шутник-Оберон все-таки расколдовал свою супругу, Титания была немало удивлена, что могла влюбиться в парня с хвостом и ослиными ушами. И после вспоминала свое увлечение ослом, как страшный сон…
Если шекспировская Титания воспылала страстью к неотесанному работяге с ослиной головой благодаря собственному мужу, то женщины, страдающие данным комплексом, влюбляются в художественный образ, предложенный писателями и режиссерами. Они проникаются любовью к вымышленным героям фильмов и книг.
Свой мужской идеал женщины-Титании формируют под влиянием прочитанных книг и просмотренных кинофильмов.
Не удивительно, что такой даме трудно найти подходящего партнера. Ведь требования, предъявляемые романтически настроенной «Титанией» к потенциальному избраннику, весьма высоки. И обыкновенному, земному мужчине бывает довольно сложно конкурировать с бесстрашными киногероями и утонченными литературными персонажами.
 Иногда отчаявшаяся встретить своего принца «Титания» может снизойти до простого смертного. И связать свою жизнь с человеком, имеющим лишь отдаленное сходство с запавшим ей в душу идеальным образом. Однако, если при ближайшем рассмотрении выясняется, что мужчина имеет те или иные недостатки (храпит, не гасит за собой свет в туалете, путает  Льюиса Кэрролла с Клайвом Льюисом), – любовь «Титании» к нему быстро меркнет. И супруг начинает все больше напоминать ей глупого осла, нежели романтический идеал мужчины.
Разочарованная женщина вновь принимается мечтать о «том единственном»: он является к ней во снах, Мужчину Мечты «Титания» представляет в своих сексуальных фантазиях. Она все еще продолжает надеяться на встречу с ним. Но годы идут, и шансов повстречать живое воплощение ее давних грез становится у «Титании» все меньше.
Постепенно иллюзии утрачиваются, может появляться чувство потери смысла жизни, озлобленность на несправедливо устроенный мир. Если все это время женщина была замужем, то, зачастую, именно супруг становится виноватым в том, что ее судьба сложилась совсем не так, как она бы того хотела. Именно в мужа – такого «заурядного» и «далекого от совершенства» – принимается «титания» метать свои гневные стрелы.
Частенько в ход идут воспоминания о романах молодости, которые, «к сожалению», не завершились браком, мифических, «страстно влюбленных» в нее мужчинах, с которыми развела ее злодейка-судьба… Одним словом, как замечательно все могло бы сложиться, если бы не этот дурацкий осел…
И снова отправляется «Титания» на поиски своего Супергероя. Того идеального и недосягаемого мужчины, в глазах которого, как в зеркале, отражался бы ее собственный прекрасный и безупречный образ.
Женщина с подобным комплексом обладает нарциссическими чертами, и, как следствие, – не умеет глубоко чувствовать, понимать, принимать и по-настоящему любить других людей. Нафантазировав прекрасный образ собственного «Я» (весьма далекий от реальности), она принимается искать себе столь же прекрасного во всех отношениях партнера. Иногда ей кажется, что она нашла того, кого искала. Однако стоит лишь «Титании» приблизиться к понравившемуся человеку, как над его головой со всей отчетливостью начинают вырисовываться «ослиные уши»…

Синдром Адели, или Любовное помешательство
Синдромом Адели называют всепоглощающую и длительную любовную одержимость. Болезненную страсть, которая остается без ответа. Своим названием cиндром Адели обязан дочери знаменитого французского писателя Виктора Гюго, всю свою жизнь страдавшей от неразделенного чувства к английскому офицеру Альберту Пинсону.
Имея прекрасное образование, обладая привлекательной внешностью и незаурядным музыкальным талантом, Адель Гюго не была обделена мужским вниманием. Однако всем претендентам на ее руку и сердце девушка неизменно отвечала отказом. Все изменилось после того, как в ее жизни появился лейтенант Пинсон.
Едва познакомившись ним, Адель поняла, что именно Пинсон – мужчина всей ее жизни, и решила, что непременно должна выйти за него замуж. Однако молодой англичанин совсем не спешил связывать себя узами брака. А вскоре он и вовсе начал избегать отчаянно влюбленную в него писательскую дочь.
Но одержимая страстью, Адель не отступала. Она преследовала возлюбленного по всему миру, отправляясь за ним, то в Англию, то на Мальту, то в Канаду…
Оказавшись в городе, где был расквартирован полк Пинсона, Адель снимала номер в гостинице и проводила дни в напрасном ожидании любимого. Она писала ему бесконечные письма, оплачивала его карточные долги и даже сама нанимала ловеласу Пинсону проституток, поскольку лишь к дамам легкого поведения она его не ревновала.
Родителей, знакомых и всех вокруг Адель уверяла, что она и Пинсон – законные супруги. На самом же деле свадьба состоялась лишь в ее помутившемся воображении.
А вот Пинсон вскоре женился, и даже стал отцом. Но его избранницей оказалась отнюдь не Адель.
Изрядно подуставший от преследований дочери Гюго лейтенант многократно пытался убедить несчастную женщину не питать несбыточных надежд, просил оставить его в покое, и уехать во Францию. Но все было напрасно: каждый день Адель караулила его у казармы. Когда офицер появлялся, она устремляла на него свой пристальный взгляд, а затем, молча, шла за ним до самого дома.
Когда, спустя некоторое время, блудная дочь предстала перед отцом, Виктор Гюго едва узнал в помешанной, изможденной нищенке свою Адель. Ее, окончательно потерявшую рассудок, какой-то добрый человек привез во Францию с острова Барбадос…
Адель Гюго так и не пришла в себя. Свою жизнь она закончила в сумасшедшем доме в возрасте 85 лет, отойдя в мир иной с именем Альберта на устах. После ее смерти осталось бесчисленное количество неотправленных писем, которые она писала любимому всю свою жизнь.

Комплекс самозванца, или Страх перед успехом
Этот разговор о невротическом синдроме самозванца, поражающем весьма способных и успешных людей, которые, тем не менее, искренне убеждены, что занимают свои должности абсолютно незаслуженно.
Им гораздо комфортнее оставаться на вторых ролях, нежели занять должность, связанную с высокой ответственностью. Если же мнимый самозванец все-таки оказывается в кресле руководителя – он тотчас окружает себя штатом всевозможных советчиков и консультантов.
В некоторых случаях он может надевать маску «одержимого работой начальника-деспота», по-прежнему оставаясь, при этом, неуверенным в себе человеком, втайне терзающимся, что занимает чужое место.

Одна из причин формирования комплекса самозванца – дефицит безусловной родительской любви и принятия.
- Если родители часто подвергали ребенка критике, редко его хвалили, предъявляли к нему завышенные требования, он имеет все шансы вырасти в сверхтребовательного к себе взрослого.
- Вероятность стать «самозванцем наоборот», особенно велика у старших детей в семье. Зачастую, вынужденные безуспешно конкурировать с «младшенькими», завоевывая родительское внимание и любовь, они со временем превращаются в вечно недовольных собой перфекционистов.
- Другие мнимые самозванцы – добившиеся успеха выходцы из низких социальных слоев – те, от кого никто и никогда не ждал выдающихся достижений. «Вышедшие из народа» и оказавшиеся на вершине служебной лестницы, они могут ощущать себя «не в своей тарелке». И в глубине души сильно сомневаться в собственных способностях.
- Еще один тип самозванца – человек, которого чрезмерно хвалили в детстве, причем вовсе не за те качества, которые сопутствуют успеху в делах. К примеру, маленькая девочка, ежедневно слыша о том, какая она милая и хорошенькая, став взрослой и добившись значительных результатов в карьере, может жить с ощущением, что к вершинам успеха ее привели лишь внешние данные, а вовсе не талант.
Возникновению комплекса самозванца могут способствовать любые, так или иначе, травмирующие самооценку события – от провала на экзаменах до краха любовном фронте.
Отверженные, незаслуженно обиженные, грубо и несправедливо раскритикованные, такие люди тратят долгие годы на то, чтобы взять реванш, доказать себе и окружающим, что они чего-то стоят. Но так и не могут до конца поверить в себя…


Синдром Дориана Грея выражается в паническом страхе человека перед старением и физическим увяданием. Такие люди злоупотребляют косметикой, носят одежду явно не соответствующую их годам, подвергаются многочисленным пластическим операциям.
Свое название Синдром Дориана Грея получил в честь персонажа романа Оскара Уайльда. Как-то раз обладатель ангельской внешности Дориан Грей сидел и любовался собственным портретом. Именно в этот момент его поразила тревожная мысль о том, что молодость, увы, не вечна. Пройдут годы, лицо покроется морщинами, щеки ввалятся и пожелтеют, глаза утратят былой блеск… «Вот если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть?!» – размечтался златокудрый красавец.
Его желание исполнилось: время пощадило красоту Грея, в то время как его изображение на портрете медленно, но верно превращалось в отвратительную старческую гримасу. Но за все, как известно, приходится платить. Дориан Грей расплатился за вечно свежую наружность собственной душой: со временем она стала столь же ужасной, что и вид изображенного на портрете старика. Конец этой истории печален: не выдержав разительного контраста между совершенством своего тела и уродством собственной души, Грей набросился на портрет с ножом и, тем самым, убил себя.
Наша реальная жизнь пестрит героями Уайльда. Если в поединке с собственным возрастом борец за вечную юность начинает проигрывать, – он может впасть в депрессию. А в особо тяжелых случаях – даже попытаться свести счеты с жизнью. Среди жертв культа молодости особенно много публичных личностей и представителей творческих профессий: кинозвезд, актеров, певцов. Ярчайший пример — Майкл Джексон, готовый в сотый раз ложиться под нож пластического хирурга, лишь бы сохранить мальчишеский облик.


Синдром главной жены
Долгие годы главные жены живут вместе с мужем и его гаремом. Они страдают, но не уходят. «Главные жены» все время надеются, что когда-нибудь муж остепенится и станет верным супругом.
Сергей и Наталья женаты уже 20 лет. Двое детей. Когда-то у них была сумасшедшая любовь. Но уже через месяц после свадьбы Наталья обнаружила в кармане мужа записку весьма откровенного содержания, подписанную «твоей Мусей». В тот раз Сергей придумал какую-то отговорку, что это старый пиджак и записка провалялась в кармане около года. Наталья долго мучилась после этого случая, но решила, что проще поверить, чем постоянно подозревать измену. После этого муж казалось, с головой ушел в работу – был постоянно занят, задерживался для подготовки отчетов.
Откровенно говоря, Наталья понимала, что Сергей не на работе, но предпочитала сохранять существующее положение вещей. Почему? Во-первых, потому что все еще была влюблена в мужа, и надеялась, что когда-нибудь он успокоится. Во-вторых, дети, которым, она искренне в это верила, лучше живется в полной семье. И самое главное – позиция Сергея, который по своим каким-то правилам был, в общем-то, примерным семьянином: хорошо зарабатывал, делал карьеру, проводил отпуск с семьей, и не забывал говорить жене, что он ее любит. В «гареме» мужа Наталья занимала почетное положение первой жены. Она страдала, но считала, что совершает свои подвиги во имя любви.
Что держит Наталью в такой семье? Далеко не всегда это денежные мотивы.  В первую очередь для них важен статус замужней женщины. Стабильное несчастье спокойнее, чем неизвестность. Развод был бы не только болезненной процедурой разрыва, но и символом полнейшего жизненного краха. Мысли, типа «кому я нужна теперь» тянут вниз, пытаются выправить самооценку внешними косметическими процедурами. Изначально не слишком уверенные в себе, они не научились самостоятельности, идеи об одиночном жизненном плавании вызывают в них дикую тревогу. И с каждым годом они все сильнее привязываются к этому браку, ставшему совсем пустым. Счастья такие отношения давно уже не приносят, это скорее мазохистское удовольствие.
Обычно, если такие браки и распадаются, то инициативу проявляет именно супруг.


Комплекс Ксантиппы, или Сварливая жена
Комплекс Ксантиппы встречается во второй половине жизни у женщин с «трудным характером», не познавших чувственной любви, не удовлетворенных в сексуальном и психологическом плане. Проявляется в постоянном брюзжании, пуританстве, чрезвычайном педантизме, болезненном стремлении к порядку и стерильной чистоте. Зачастую страсть к порядку во всем, соблюдению нравственных принципов становится единственной, поглощающей иные влечения, в том числе сексуальные.
Ксантиппа вошла в историю не только как спутница жизни Сократа. Она заслужила дурную славу самой вздорной и сварливой жены всех времен и народов. Великому философу не раз доставалось «на орехи» от собственной супруги: рыжеволосая фурия круглосуточно донимала мужа придирками, имела привычку драться сандалиями, швырялась кувшинами из-под вина, опрокидывала столы…
Однажды Ксантиппа очень долго осыпала супруга упреками, а потом, в довершении всего, вылила ему на голову ведро помоев. На что Сократ отреагировал с истинно философской невозмутимостью. «Громы Ксантиппы нередко предвещают дождь» – только и молвил мудрец.
Будучи не слишком образованной, крайне далекой от философии женщиной, Ксантиппа считала своего премудрого мужа, проводящего дни в ученых размышлениях, – редкостным бездельником и пустословом. Она решительно возражала против философской деятельности Сократа, обвиняя его в том, что тот совсем не уделяет внимания заботам о хлебе насущном.
Однажды отправившись за продуктами на рынок, Ксантиппа встретила Сократа посреди шумной рыночной площади. Он, по своему обыкновению, бродил без дела и с кем-то спорил. Разъяренная фурия осыпала своего супруга бранью, назвала его болтуном, а потом у всех на глазах стащила с него плащ и разорвала его в клочья…
Сократ сносил все нападки жены с неизменной кротостью и благодушием.
«Почему ты не прогонишь эту женщину? Зачем ты вообще на ней женился?» – не раз с изумлением спрашивали философа его друзья.
«Тот, кто хочет стать хорошим наездником, обычно берет себе не самую смирную лошадь, понимая, что если обуздает ее, то справится потом со всяким конем. Желая научиться искусству жить с людьми, я женился на Ксантиппе. Я рассудил, что если вынесу ее нрав, то буду ладить с людьми всяких характеров», – отвечал Сократ.
В оправдание Ксантиппы, надо сказать, что как муж и семьянин Сократ был далек от идеала. Ее супруг, конечно, был великим мудрецом, но внешнее его поведение зачастую могло показаться полным сумасбродством.
Несмотря на тяжелый характер Ксантиппы, Сократ никогда не изменял своей сварливой жене. Ксантиппа, хоть и считала своего знаменитого мужа захребетником и бесполезным болтуном, – тоже всегда была ему верна и поддержала Сократа в последние минуты его жизни.

Синдром Полианны, или Патологический оптимизм
  Синдром появился благодаря необычной игре, в которую играла 12-летняя Полианна, героиня книги американской п исательницы Элинор Портер. Игра заключается в том, чтобы в любом событии найти повод для радости. И чем хуже несчастье, тем сложнее, интереснее находить в нем положительное. Полианна играла в эту игру с большим мастерством, так как горя и лишений в ее жизни было предостаточно.
А началось все с костылей, которые прислали девочке вместо куклы. После смерти матери Полианна жила вдвоем с отцом-пастором, и единственным источником существования для них были пожертвования прихожан. Однажды папа попросил женщину, которая собирала пожертвования, подыскать для девочки какую-нибудь куклу, так как у нее совсем не было игрушек. Но вместо куклы добрая женщина прислала Полианне маленькие костыли, написав, что и костыли тоже могут им пригодиться…
Можно ли радоваться, когда вместо игрушки получаешь костыли? Оказывается, да – Полианна радовалась, что костыли ей все же не понадобятся.
Эта игра в сознательное переориентирование с минуса на плюс, в умение видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым. Она на самом деле может помочь тем, кто находится в депрессии, в безвыходном положении или нытикам по жизни компенсировать негативную установку, найти силы, чтобы жить дальше. Оптимистичность привлекает к ним окружающих, и Полианна действительно помогала другим. Но превращать игру в дело всей жизни опасно, – она, словно розовые очки, полезна лишь в небольших дозах.
Полианна приписывала окружающим исключительно добрые намерения – скупому соседу она говорила, как восхищается тем, что он долгие годы копит деньги на помощь язычникам. Черствую тетю Полли, которая сжав губы, приютила у себя сироту, благодарила за то, что та лишила ее ужина – ведь вместо него служанка накормила ее молоком с хлебом.

Такое поведение часто вырабатывается у детей, не чувствующих безусловной любви родителей, вынужденных «зарабатывать» ее хорошим поведением. Они настолько привыкают доставлять удовольствие другим, что перестают чувствовать свои собственные желания и потребности. Страх перед отвержением делает для них невозможными проявление любых негативных чувств – несогласия, злости, гнева.
Человек с синдромом Полианны искаженно воспринимает реальность, плохо знает себя. Он полностью зависит от мнения окружающих. В глубине души он считает себя «плохим» в «хорошем» мире.

Комплекс Афины.
Женщина, имеющая комплекс Афины, склонна идентифицировать себя с мужчинами, в первую очередь – с собственным отцом. С детства она отлично ладит с мальчишками, поскольку чувствует себя в их мире гораздо комфортнее, чем среди девочек. Впоследствии, повзрослевшей Афине также бывает гораздо легче общаться и сотрудничать с представителями мужского пола. Однако, когда она вступает с одним из мужчин в близкие отношения, – ситуация может осложниться: начинают проявляться такие черты Афины, как потребность доминировать, покровительствовать, играя в паре мужскую роль.
Богиня Афина была рождена не кем-нибудь, а самим Зевсом, появившись на свет прямо из его головы. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом в руках, выскочила она из расколотого отцовского черепа, и тут же разразилась громким победным кличем.
Богиня мудрости и ремесел, военной тактики и стратегии, Афина не только входила в мужское общество, как равная, но и превосходила мужчин в их традиционных занятиях. Она была великолепным стратегом и хладнокровной предводительницей в битвах…
Подобно древнегреческой богине, современные женщины-Афины обычно преуспевают в традиционно мужских сферах деятельности. Обладающие острым, холодным, аналитическим умом, наделенные высоким интеллектом, – они уверенно прокладывают себе путь в мире бизнеса, политики и науки.
«Афина» не заводит тесной дружбы с другими женщинами, – ее сложно представить откровенничающей с подружками или обсуждающей с соседкой рецепт пирога. Нередко причиной таких отстраненных отношений «Афины» с женщинами является ее детское восхищение отцом и интеллектуальное превосходство над матерью. Благодаря отцовскому воспитанию, она прекрасно понимает представителей сильного пола, именно они являются ее лучшими друзьями. Спутником жизни женщины – «Афины» нередко оказывается инфантильный мужчина, склонный играть в паре подчиненную роль.


Комплекс Золушки, или Жизнь в ожидании Принца
 Старинная история про Золушку до сих пор остается одной из самых популярных детских сказок. А как же иначе, ведь в ней есть и любовь с первого взгляда и интриги злобной мачехи и свадебный хэппи-энд в конце. Но вот комплекс Золушки, также очень распространенный, к сожалению, не приносит счастья своим хозяйкам.
Обладательницам этого комплекса присущи низкая самооценка, пассивный характер и вера в то, что счастья они смогут достичь только благодаря встрече с Принцем и возникшей между ними Любви. Такая жизненная философия появляется, конечно, не от чтения сказок. Она воспитывается родителями, окружением и щедро подпитывается средствами масс-медиа, предназначенными для женщин – дамскими романами, романтическими сериалами и прочей продукцией.
Золушки 21 века
Современные Золушки унаследовали от своих предшественниц покорность судьбе, незлобивый характер, и что самое главное, мечту оказаться спасенной Прекрасным Принцем. Хотя в ожидании Принца они уже не чистят камины, но зачастую, как и их сказочная подруга, занимаются рутинной, малопрестижной работой.  Типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность.

Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.
Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслужен. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?
И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет.

До встречи с Принцем
В каждой Золушке есть глубинное желание быть несвободной, зависеть от мужчины или, в более широком смысле от любого, кто захочет ею повелевать. Рассчитывая в будущем на Принца, она не планирует делать карьеру, зарабатывать деньги, не очень заинтересована в качественном образовании. Ей ближе пусть малооплачиваемая, но спокойная работа, без лишних нервов и ответственности.
Золушка не научилась ценить себя, и потому не может остановить тех, кто мучает, издевается над нею. В сказке – это мачеха и сестры, а в жизни мучителями могут стать практически все, в том числе и те, кто ее опекают: родители, начальники, друзья, муж. Золушка не в состоянии постоять за себя. Мало того, зачастую ей кажется, что она действительно виновата во всем.
Бал
Периодически Золушка попадает на «Балы», то есть места, где она может встретиться с Принцем. Ради этой встречи она готова поухаживать за собой, сделать макияж, прическу, одеться соответствующим образом. Хорошо, если она умеет это делать, иначе вы легко обнаружите ее по странному, несоответствующему обстоятельствам внешнему виду.
Но бал – небезопасное место для Золушки. Романтически настроенная, она может принять за Принца любого мужчину, который обратит на нее внимание, не узнав толком своего избранника, путая интерес к себе с влюбленностью. Вскружить ей голову совсем нетрудно, она из тех, кто «сам обманываться рад».
Другой проблемой для Золушки может стать вариант, когда встреча с Принцем произойдет не на балу, а где-нибудь в другом месте – на работе или на сайте знакомств в Интернете. Вот тогда Золушка будет мучаться – действительно ли это Принц? А вдруг она ошибается, и настоящий Принц будет ждать ее на следующем балу.

Все остальное
Вторая и главная часть жизненного сценария начинается для Золушки после встречи с Принцем. Только теперь она чувствует, что живет по-настоящему полнокровно. Откуда-то появляются силы, энергия, проявляются дремавшие прежде способности. Влюбленная Золушка всю себя вкладывает в любовь, это чувство становится центром всей ее жизни. Принц, даже если и любит Золушку, при всем желании не сможет ответить столь же пылко. А она чувствует себя живой, только находясь вместе с Принцем. Стоит ему заняться чем-то своим, будь то работа, друзья, для Золушки это становится знаком охлаждения чувств, и, следовательно, огромной трагедией.
Дальнейшая жизнь с Принцем, даже при самом удачном стечении обстоятельств, вряд ли будет счастливой для Золушки. Невозможно постоянно, ежесекундно быть рядом. А для Золушки это равносильно отвержению. Постепенно негативные чувства будут накапливаться и когда-нибудь она обнаружит, что даже Принц не может сделать ее счастливой.


Синдром Питера Пена, вечного мальчика.
Этот мужской синдром назван в честь Питера Пэна, героя одноименной книги Джеймса Барри, который живет на фантастическом острове Нетинебудет, воюет с пиратами, и больше всего на свете боится повзрослеть. Беззаботный ребенок, Питер Пэн не хочет участвовать в сложной взрослой жизни, учиться, работать – это нагоняет на него скуку и страх. Он мил и обаятелен, непосредственен и необязателен, эгоцентричен и по-детски жесток. Черты вполне естественные для ребенка, но что вы скажете о повзрослевшем Питере?

Обычно Питер Пэн выглядит гораздо моложе своих лет, причем, не прилагая к этому никаких усилий. Спортивен, подтянут – к 40 годам это выгодно отличает его от обрюзгших сверстников. Он динамичен, постоянно увлечен чем-нибудь: компьютерными играми или ездой на роликах, рафтингом или сборкой моделей самолетов. Но эти увлечения мимолетны и неглубоки. Основной дефект вечных мальчиков – уход от ответственности. Поэтому они могут бросить учебу, так и не получив диплома, но особенно трудно им приходится на работе – и начальство не понимает, и коллеги скучные, так что работу они меняют довольно часто.
Такой же провал наблюдается у Питера Пэна и на личном фронте. Он легко очаровывает, но отношения длятся недолго. Стоит подруге показать, что она нуждается в нем, как он испытывает безотчетную тревогу. Его эмоциональное развитие осталось на уровне подростка и ему сложно понять, чего от него хочет взрослая женщина. Его любовь – это любовь 12-летнего отрока. Развлечься вместе – да, это будет замечательно, но строить долговременные планы с ним не стоит. В женщинах он ищет скорее материнскую любовь, дающую и всепрощающую. А сам ведет себя эгоистично, постоянно пытаясь проверить любовь на прочность, найти границы, за которыми она заканчивается. Без внешнего внимания он чувствует себя опустошенным. Дети, если они появляются, не играют в его жизни значительной роли. Питер Пэн охотно будет исполнять роль любящего отца на людях, но ежедневное воспитание своих потомков для него непосильная ноша, и стараясь дистанцироваться от детей, бывает с ними довольно жестким.

У него есть уникальная способность игнорировать опасности, рисковать, и одновременно годами тянуть с решением действительно важных проблем. Коммунальные платежи за квартиру или больное колено, которое нужно прооперировать - заниматься такими прозаическими вещами ему неинтересно. Но по звонку приятеля он смело помчится ночью толкать застрявшую в снегу машину.Питер Пэн склонен обвинять других, и очень чувствителен к собственным поражениям.

Он воспринимает людей только с точки зрения нужности и полезности для него. Так, свою подругу, Венди, Питер Пэн пригласил на остров, лишь для того, чтобы она рассказывала ребятам сказки на ночь и штопала их порванную одежду. Надо сказать, что в девушках своей неприспособленностью к жизни такие персонажи мгновенно вызывают желание опекать их, кормить и прочие материнские чувства. В сказке Питера одновременно опекали две героини - Венди и фея Динь-Динь. В жизни он также часто делит свою привязанность между материнской и женской фигурами.

Настоящих друзей он завести не мо
жет, так как дружба предполагает взаимные обязательства, но временных приятелей по приключениям у него обычно бывает много. Вместо чувств он руководствуется собственными понятиями о чести.

Tags: психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments